Несколько слов о Двинске

Популярно о еврейской традиционной жизни. Вопросы, ответы и вечные еврейские дискуссии на вечные еврейские темы.

Модератор: midbar

Несколько слов о Двинске

Сообщение midbar » Пн мар 07, 2005 6:56 pm

Раби Меир-Симха из Двинска

Имя раби Меира-Симхи я слышал в доме отца с самого детства. Но историю, которую я сейчас приведу, мне рассказал очевидец, мой сосед Давид Киль, уже здесь, в Израиле. А потом я прочел о ней в книге "Безопасность и демократия", написанной бывшим главой "Мосада" (израильской контрразведки) Исером Арэлем. Так что у этого события еще остались как минимум два живых свидетеля.

В дни, о которых говорится, Исер Арэль был еще подростком. Он пишет:

"В тот год случилось так, что в верховьях Двины неожиданно и раньше обычного времени началось таяние снега и льда. Вода начала стремительно прибывать. Бушующая река и огромные глыбы льда в ней причиняли ужасные разрушения. Многие прибрежные деревни были сметены этим потоком, а мосты через Двину разрушены до основания. Ревущая вода приступила и к штурму большой дамбы, окружавшей Двинск. Над городом нависла тень гибели...

Утром в шабат положение сделалось отчаянным. С минуты на минуту вода должна была либо выйти из берегов, либо прорвать дамбу. Мой отец не знал, что предпринять: остаться с семьей в такой опасный момент или идти в синагогу на утреннюю молитву, чтобы присоединить свой голос к голосу всей общины. Наконец он решительно отправился в синагогу. Я присоединился к нему. В самый разгар молитвы, которая была как никогда взволнованной и то и дело прерывалась отчаянными воплями, в синагогу с криком ворвались евреи со страшной вестью: еще немного, и город будет уничтожен!

Рав Меир-Симха, облаченный в талит, поднялся со своего места и направился в сторону дамбы. Вся община в своих субботних одеждах последовала за ним.

Рав поднялся на дамбу и начал молиться о спасении города. И вдруг, в тот самый момент, когда рав стоял, углубленный в молитву, лед... треснул, льдины зашевелились, зашумели и... двинулись к низовьям реки! Вода на глазах начала спадать!..

Все жители города, в том числе все христиане и среди них заклятые антисемиты, ни на миг не сомневались, что чудом спасения они обязаны праведному раву... сам рав, конечно же, не рассматривал себя в качестве святого чудотворца. Он... просто молил Б-га о милосердии!"

Рассказ Давида Киля совпадает с этим описанием в точности. Киль только добавляет, что городские власти призвали на помощь всех, кого можно. В городе непрерывно служили молебны. Но вода продолжала прибывать, и ее не могли остановить. Тогда латвийские власти официально обратились к знаменитому раввину Ор Самеах (раби Меир Симха). Он пошел к реке с книгой Теилим (Псалмы), помолился, и наводнение остановилось. Это был невероятный Кидуш а-Шем (освящение Имени Всевышнего)!

Когда пришли большевики, раби арестовали и хотели казнить только за то, что он большой человек в Торе. Газеты поспешили сообщить, что раби расстрелян. Но сообщение оказалось ложным: за раби заступился известный латышский писатель Вилис Лацис и спас его.

В 1926 году раби Меир-Симха умер. Газета "Известия" поместила сообщение: "Умер известный раввин...". Это единственный известный мне случай, когда советская печать упомянула о смерти религиозного авторитета.

Раби Меир-Симха скончался до того, как на евреев Германии обрушилась беда. В Х1Х веке с началом эпохи эмансипации евреи европейских стран были уверены, что наступило время свободы и равноправия. В Германии началось движение реформизма. Евреи, которые ни во что не верили и, тем не менее, хотели сохранить свое национальное имя, заговорили о реформе иудаизма. "Мы хотим быть евреями, - объясняли они, - но при этом считаем нужным осовременить наши законы, кое-что в них изменить. Вполне можно оставаться евреем, даже если ешь трефное и ездишь по субботам". Сегодня, располагая известным историческим опытом, мы знаем, что преемственность реформизма не выдерживает более двух-трех поколений - как правило, реформисты изменяют своей вере. Раби Меир-Симха, комментируя в "Мешех хохма" главу Торы "Бехукотай", где речь идет об изгнании и рассеянии, сказал удивительные пророческие слова.

"Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то нового. Появятся ошибочные мысли, начнут критиковать то, что наши отцы дали нам в наследство... Еще немного, и скажут: "Ложь то, что передали нам отцы". Евреи начнут забывать свое происхождение, оставят учение своей веры, начнут учить чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он - пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной. И будет учиться у народов плохому. Но не радуйся, еврей, радостью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: "Ты - еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!" Вырвет его с корнем и зашвырнет далеко..."

Это написано в конце девятнадцатого столетия. Их автор умер за семь лет до прихода Гитлера к власти! Жил в Латвии, а пишет о Берлине! Не понимаю, как он мог во времена процветания писать о страшной буре! Он был святой человек, нечего говорить.

Раби Йосеф Разин из Рогачева

В те годы в Двинске жили два великих раввина: раби Меир-Симха и раби Йосеф Разин, Рогачевский гаон, как его называли, сравнивая с Гаоном из Вильно. Может, это слишком, но он действительно мог часами цитировать по памяти ответ на любой вопрос по Талмуду.

Два таких мудреца! В одном городе! В одно время! Я не мог не упомянуть здесь раби Йосефа Разина.

Как-то Бялик (знаменитый еврейский поэт) посетил его. Потом у Бялика спросили о впечатлении. Отзыв был восторженным:

- Ученые комиссии заседают, изучают жизнь евреев две-три тысячи лет назад, строят теории, как обрабатывали землю, как одевались и прочее, а у Раби на любой вопрос есть ответ, и все ответы он подтверждает цитатой из Талмуда. Да из маленького кусочка его головы можно сделать десять Эйнштейнов!

Когда спросили Рогачевского Гаона о Бялике, он ответил: "Если бы этот человек учился, он бы немного знал…".

Раби Йосеф Разин умер в тридцатые годы.

Взято отсюда http://www.antho.net/jr/9.2001/07.php
Тяжелы геры для Израиля словно чесотка.
Аватара пользователя
midbar
 
Сообщения: 372
Зарегистрирован: Вс ноя 30, 2003 3:18 pm

Сообщение Tzvi » Ср окт 19, 2005 4:11 pm

Stranno 4to ti o R'Avraam Itzhak haKoen Kuke zabil.
Tzvi
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Чт июл 01, 2004 1:27 am
Откуда: Israel

Сообщение midbar » Ср окт 19, 2005 4:19 pm

Каюсь, больше не буду ;)

Ну дык, добавь сюда инфу о нем тоже. И мне будет интересно почитать.
Тяжелы геры для Израиля словно чесотка.
Аватара пользователя
midbar
 
Сообщения: 372
Зарегистрирован: Вс ноя 30, 2003 3:18 pm

Сообщение Орит » Пт ноя 04, 2005 7:49 pm

Молчание - ограда мудрости. ("Пиркей Авот")
Орит
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пт сен 23, 2005 3:54 am
Откуда: Кирьят Арба

Сообщение Tzvi » Сб ноя 05, 2005 11:17 pm

...1904 году на яффский берег сошел р. Авраам-Ицхак ха-Коэн Кук, которому было суждено стать самой важной фигурой в последующей истории религиозного сионизма. Тем мыслителем, который противопоставит робкому, отцеженному прагматизму р. Райнеса и движения Мизрахи целостную теологическую концепцию еврейского ренессанса.

Рав Кук родился в латвийском местечке Грива, неподалеку от города Двинска (ныне Даугавпилс), в 1865 году. Он учился в Лудзе, Сморгони и Воложине, где его наставником был знаменитый Нецив (р. Нафтали-Цви-Йегуда Берлин). В числе других учителей, оказавших наибольшее влияние на формирование взглядов и личности р. Кука, отмечают обычно его первого тестя р. Элиягу-Давида Рабиновича-Теомим (акроним Адерет, 1843-1905) и р. Шломо Эльяшива (1841-1928), о котором р. Авраам-Йешаягу Карлиц («Хазон Иш», 1878-1953), крупнейший ультраортодоксальный авторитет середины XX века, говорил, что он был «последним из каббалистов».
Tzvi
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Чт июл 01, 2004 1:27 am
Откуда: Israel

Сообщение Семен » Ср ноя 09, 2005 3:24 pm

Витебская губерния при Царе
Аватара пользователя
Семен
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: Сб фев 05, 2005 3:39 pm
Откуда: ....


Вернуться в "Буря в кипе"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron